• галерея на главной 1
  • галерея на главной 2
  • галерея на главной 3
  • слайдер на главной-16
  • слайдер на главной-13
  • галерея на главной 6
  • слайдер на главной-11
  • галерея на главной 8
  • слайдер на главной-25
  • слайдер на главной-17
  • галерея на главной 9
  • слайдер на главной-26
  • галерея на главной 4
  • слайдер на главной-18
  • галерея на главной 5
  • слайдер на главной-21
  • слайдер на главной-27
  • слайдер на главной-19
  • галерея на главной 7
  • слайдер на главной-14
  • слайдер на главной-23
  • слайдер на главной-22
  • слайдер на главной-20
  • галерея на главной 10

Накануне «века катастроф»: Прибалтика, Карелия и Северо-Запад Руси до XIII в.

 

В IX–XII вв. земли от берегов Балтики до Онежского озера и от Карелии до Ильменя и верховьев Днепра могли развиваться разными историческими путями. Перед населением этих земель открывалось множество возможностей. Повсеместно происходило возвышение местных вождей, опиравшихся на военную силу — дружины. Они защищали свой народ и нападали на чужих, ходили за добычей в походы, нащупывали, сколь далеко может простираться их власть. В результате одни земли объединялись, возвышались, усиливались, а другие, напротив, попадали в зависимость от соседей. Мы видим смешение народов и культур, взаимопроникновение: на латышских землях в XII в. стоят тяготевшие к древнерусскому Полоцку крепости Кукенойс и Герсика, которыми правят славянские князья, а около западного берега Чудского озера, на землях эстов, Ярослав Мудрый основывает город Юрьев (1030).

Yuryev 2011 valy sayt

Стилизованные очертания валов на месте городища Юрьев

Gercike Selart 9

Городище Герсика

В то же время население этих, да и других пограничных городков — смешанное, финно-славянское. Археологи указывают, что Новгород возник в Х в. как объединение (по словам знаменитого исследователя новгородских древностей, археолога Валентина Лаврентьевича Янина — «федерация») общин словен, кривичей, мери и чуди, причем этноним «меря», видимо, отражен в названии одного из районов («концов») древнего города — Неревского конца. В Новгороде была Чудинцева улица, название которой отражало наименование другого финского народа — чуди.

В землях, населенных языческими финно-угорскими и балтскими племенами (Карелия и Прибалтика), археологи выявили много поселений как сельского типа, так и укрепленных городищ. В городищах могло быть постоянное население, или они могли выступать только в роли временной крепости, укрепления «на всякий случай», за стенами которого люди прятались при появлении врагов. Таковы карельские укрепленные городки на скалах и островах в ладожских шхерах, где археологи даже не всегда могут выявить сколь-либо значительный культурный слой — его почти нет, и на то, что эта точка могла использоваться как убежище, порой указывает только ее название (например, Линнамяки — «укрепленный холм»).

Karelia hill fotr 2 sayt

Место городища Линнавуори

От этих времен до нас дошли многочисленные городища, укрепленные поселения. Как правило, это земляные холмы, расположенные в местности, удобной для обороны (на мысах в слиянии рек, на господствующих над округой возвышенностях и т. п.). На поверхности земли от этих давних веков почти ничего не сохранилось, в лучшем случае это следы оплывших от времени валов, иногда — с каменной подсыпкой или каменной панцирной облицовкой. Облик этих крепостей мы восстанавливаем благодаря исследованиям археологов, которые выявляют следы деревянных и каменных стен и башен, гражданских и культовых построек.

Архитектурных сооружений, датируемых до XII в., до наших дней сохранилось крайне мало. В основном это соборы и церкви, носящие следы поздних перестроек. В их числе два главных храма региона — две Софии — новгородская (1045–1050) и полоцкая (1030–1060), которые вместе с третьей, киевской (1037–1040-е гг.) когда-то образовывали знаменитую «триаду Софий», символизирующую перенос на Русь православной веры из города главной Софии христианского мира — Царьграда (Константинополя). Церкви XII в. сохранились в Старой Ладоге (Георгиевская и Успенская церкви), Пскове (собор Мирожского монастыря), Новгороде (храм Петра и Павла на Синичьей горе, церковь Благовещения на Мячине, Николо-Дворищенский собор, Рождественский собор Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице). Это памятники христианизации Руси, русского Северо-Запада.

Novgorod Yaroslavovo dvorische 2008 sayt

Новгород, Ярославово дворище

Именно благодаря христианизации русские земли Северо-Запада развивались быстрее и интенсивнее. Христианизация способствовала распространению монастырей и городских поселений, которые становились опорными пунктами православной церкви. Языческие городища Прибалтики и Карелии вступают в XIII век в виде небольших городков с древоземляными укреплениями, мало изменившимися по сравнению с VIII–X вв. (в литературе их часто называют англоязычным термином «хилл-форты», «укрепленные горы»). Они не были объединены в средневековые государства, а союзы их вождей были временными и непрочными.

Напротив, в русских православных землях мы видим крупные города (Новгород, Псков, Ладогу, Полоцк) с каменными постройками — как культовыми, так и фортификационными. Города имеют округу с торгово-ремесленным населением, окрестные монастыри. Здесь правят княжеские династии, которые имеют европейский статус, что проявляется в династических браках с принцессами из европейских королевств. Здесь развиваются социальные отношения, формируются общины и органы самоуправления. Кроме того, здесь проходят магистральные торговые пути с севера (из Балтики) на юг (в направлении Киева и Смоленска) — по Западной Двине и Днепру и по Неве — Ладоге — Волхову — Ловати — Днепру. Здесь существует государство — Древняя Русь, а в XII в. — уже несколько государств, отдельные древнерусские княжества земли, получившие независимость от Киева. Они успешно защищают свои границы (см. например, битва при Воронеге).

И на этот динамично развивающийся мир в XIII в. обрушивается катастрофа, причем сразу с двух сторон — с востока и с запада. Восточный мир сносит Древнюю Русь монголо-татарским нашествием. И хотя оно непосредственно не коснулось Северо-Западной Руси, монголы надолго стали фактором, влияющим на общерусскую историю. И Новгород, и Псков волей-неволей оказались вовлечены в систему новых отношений. С запада в XIII в. в Прибалтику приходят крестоносцы — немецкие, датские и шведские. Финские и балтские племена на 700 лет теряют шанс на построение своей государственности и получат его снова только в ХХ в.

Мир в XIII столетии необратимо изменится. Посмотрим, каким же он был перед «веком катастроф».

А. И. Филюшкин

О маршруте:

 

 

 

 

Метки: Борьба за Балтику до XIII века, до XIII века, маршруты, Новгородская земля , Прибалтика до крестоносцев, Прибалтика, Карелия, Северо-Запад России, Накануне «века катастрофы»: Прибалтика, Карелия и Северо-Запад Руси до XIII века