Новгород X-XII веков
Сердцем русского средневекового Северо-Запада был Новгород. О том, как возник этот древний город, ученые ведут споры. Летописная дата (859) не находит археологического подтверждения. Новгородская земля влажная, в ней прекрасно сохраняется дерево. По годовым кольцам можно определить, в каком именно году срублено дерево, которое использовалось при постройке того или иного дома или деревянной мостовой. Среди останков строений на территории современного Новгорода нет находок, датируемых IX в., самые ранние относятся к середине Х в. Да и само название «Новгород», «Новый город» указывает, что его предшественником был какой-то «Старый город». На эту роль обычно предлагается Хольмгард саг викингов. Одни исследователи отождествляют Хольмгард с Рюриковым городищем, другие — со Славенским концом Новгорода, который в старину назывался «Холм».
Древнейший Новгород, видимо, располагался в северо-западной оконечности современного Кремля, в районе площади, где в сер. XI в. был возведен Софийский собор и двор епископа. Археолог В. Л. Янин считает, что здесь до этого находилось языческое капище. В таком случае, Святая София — не просто один из крупнейших и знаменитейших древнерусских храмов. Перед нами памятник, отражающий ход процесса христианизации, характерный для средневековья (мы будем видеть много подобных примеров возведения церквей на месте языческих центров в Прибалтике, когда последуем путем немецких крестоносцев).
Софийский собор
Другим подобным примером под Новгородом является урочище Перынь, недалеко от Юрьева монастыря, в истоке реки Волхов из озера Ильмень (левый берег). Традиция связывает его с древним капищем языческого бога-громовержца Перуна. По легенде, именно здесь воевода Добрыня поставил в 980 г. над Волховом идол Перуна, которому поклонялись новгородцы. Археологами раскопаны следы насыпных сопок и рвов в Перыни, относящиеся к этому времени. Одни ученые считают их останками капища Перуна, другие — погребальной сопкой (по образцу «могилы Олега» в Ладоге), впрочем, сопка, сделанная как погребальный холм, в дальнейшем могла использоваться для языческих обрядов, треб и тризн. Так или иначе, Перынь в народном сознании с древности воспринималась как место, связанное с языческими культами. В XVII в. была сочинена легенда, что здесь жило чудовище, «лютый зверь коркодил», в которого и превратился идол Перуна после того, как христиане низвергли его в воды Волхова. В 995 г. на месте капища в построили деревянную церковь Рождества Богородицы. Она не сохранилась до наших дней, но на ее месте стоит Рождественский храм, возведенный в первой трети XIII в., в еще домонгольское время.
Урочище Перынь
Урочище Перынь
От ранней истории Новгорода сохранилось не так много памятников, основной массив архитектурных и исторических новгородских достопримечательностей приходится на XIV-XVII вв. Мы имеем несколько памятных мест, связанных с первыми новгородскими князьями, храмы и монастыри домонгольского времени. Крепости и гражданские постройки относятся к более позднему времени. Тем не менее, совершить небольшое путешествие по «местам памяти» домонгольского Новгорода будет интересным.
Начать это путешествие лучше всего из-под Новгорода, из села Старое Ракомо (7 км к юго-западу от Новгорода 58°26′54″ с. ш. 31°13′50″ в. д.). В древности это княжеское село, принадлежавшее князю Ярославу Владимировичу, оказалось связанным с событиями 1015 г. В Новгороде вспыхнуло восстание против варягов, входивших в княжескую дружину. Ярослав в это время был в Ракомо. Там он получил сразу несколько тяжелых вестей: о гибели варягов от рук бунтовщиков, о мятеже в Киеве, где его брат Святополк узурпировал власть и убил братьев, Бориса и Глеба, впоследствии ставших первыми русскими святыми. «Повесть временных лет» так говорит об этих днях (в переводе): «Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав, и пошел в село Ракомо, сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: „Мне уже тех не воскресить“. И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: „Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень“. Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине».
С. Ракомо, часовня св. Михаила Клопского
Ярослав урегулировал конфликт с новгородцами, дав им специальную законодательную грамоту, которую ученые связывают с первым русском законодательным памятником — так называемой Древнейшей Правдой Краткой редакции Русской Правды (около 1018). А против Святополка начал войну, которая завершиться в 1018 г. победой князя Ярослава, ставшего затем киевским князем знаменитым Ярославом Мудрым. Первые шаги к этому были сделаны в 1015 г. в смутные дни в новгородском селе Ракомо.
В самом селе, естественно, ничего от времен Ярослава не сохранилось. Только природные ландшафты и скромная деревянная часовня св. Михаила Клопского у дороги позволяют вообразить события прошлого.
Подъезжая к Новгороду с юго-запада, можно посетить уже упоминавшуюся Перынь и неподалеку — Юрьев монастырь. Предание гласит, что он был основан Ярославом Мудрым в 1030 г. Около 1119 г. князь Мстислав Владимирович приказал заложить Георгиевский собор — первая постройка Древней Руси, для которой известно имя зодчего — «мастер Петр». Храм освятили в 1130 г. Он стал усыпальницей новгородских князей и именитых горожан. Известны захоронения: князей Изяслава и Ростислава (1198), Фёдора Ярославича, старшего брата Александра Невского (1233), матери Александра Невского Феодосии Мстиславны (в монашестве Ефросинии,, 1224). В 1453 г. здесь нашел упокоение знаменитый мятежный князь Дмитрий Шемяка, выступавший против великого князя Василия II Темного в последней крупной междоусобной войне на Руси (1434—1453). Князя накормил отравленной курицей подосланный соперником повар по кличке «Поганка».
Георгиевский собор
Недалеко от Юрьева монастыря по дороге на Новгород стоит Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Она была возведена за 70 дней в 1179 г. по велению епископа Илии. Храм был сильно перестроен в XVII в., и его внешний облик не отражает новгородской архитектуры XII в., но внутри церкви сохранились фрагменты росписи 1189 г.
От стен Юрьева монастыря можно полюбоваться на Рюриково городище, расположенное на противоположенном берегу Волхова. Напомним, что Городище — так его называли новгородцы (определение «Рюриково» появится только в XIX в.) — было в средневековье резиденцией новгородских князей. Сегодня от него сохранились только оплывшие валы и развалины церкви Благовещения XIV в.
За Рюриковым городищем на холме виден купол храма Преображения Господня — знаменитой церкви Спаса на Нередице (1198). Она была поставлена князем Ярославом Владимировичем в память об умершем сыне Изяславе (похороненном в Георгиевском соборе). Церковь знаменита своими фресковыми росписями 1199 г., которые сохранились до ХХ в. Их акварельные копии, сделанные в 1862 г. художником Николаем Мартыновым, демонстрировались в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже. Фрески оказались полностью уничтоженными в годы Великой Отечественной войны, когда храм долгое время находился на линии огня и был разрушен. Реставраторы совершили настоящий подвиг — восстановили часть фресок буквально по крупицам, собрали из мелких, в несколько сантиметров фрагментов расписанной штукатурки.
В церкви археологи обнаружили захоронение князя Афанасия Дмитриевича (1322), брата великого князя Ивана Калиты и внука Александра Невского.
Церковь Спаса на Нередице
Продолжая путь в Новгород по левобережью Волхова, вы проедете мимо церкви Петра и Павла на Синичьей горе. Она стоит на кладбище. В XII в. храм входил в состав женского монастыря, расположенного вне городских стен средневекового Новгорода. Его строительство относят к 1185—1192 г., храм также, как и Спас на Нередице, является примером церковной архитектуры Новгорода накануне монгольского нашествия.
Центр Новгорода и его древнейшая часть — Детинец — сильно перестроены в последующие века, и прочитать на местности памятники домонгольского времени — задача не очень простая. Безусловно, главным памятником является Софийский собор, построенный в 1045—1050 гг. Три Софии — киевская, полоцкая и новгородская — маркировали сакральное пространство Древней Руси, закрепляли ее связь с Софией Константинополя, главным храмом православного мира. «За Святую Софию!» говорили средневековые новгородцы. Возможно, на площади у стен храма происходили первые вечевые собрания новгородцев.
Среди артефактов, хранящихся в соборе, примечательны так называемые Сигтунские, или Магдебургские врата. С ними связано много легенд — сперва их называли Корсунскими, так как верили, что эти самые врата привез в Х в. князь Владимир Креститель из Царьграда (Константинополя). Позже была принята версия, что это — военный трофей, бывшие ворота города Стокгольма (Сигтуна), привезенные в 1187 г. из морского похода новгородцев и карельских племен через Балтийское море на шведскую столицу. На самом деле ворота были сделаны в 1152—1154 гг. в немецком городе Магдебурге, возможно, для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (Королевство Польша). В Новгороде они появились только в XV в., поэтому красивые «корсунская» и «сигтунская» версии, к сожалению, являются легендами. Хотя сами врата — памятник западноевропейского искусства XII в.
Напротив Детинца расположена площадка, на которой стоит несколько храмов. Это так называемое Ярославово дворище, место, где в XI в. был двор новгородского князя Ярослава (будущего Ярослава Мудрого). Некоторые ученые также считают, что именно на Ярославовом дворище собиралось новгородское вече. Однако Ярославово дворище стало вечевой площадкой, по всей видимости, в XV в. До этого основным местом проведения веча была площадь перед Софийским собором, на другое стороне Волхова вечевые собрания были скорее исключением.
Храмы Ярославова дворища относятся к более позднему времени или были сильно перестроены в XIV-XV вв. (например, Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу, относящаяся к домонгольскому 1207 г, но сильно переделанная в 1345—1522 гг., или церковь Успения на Торгу, 1135, от древней части которой сохранились только стены высотой на 1 м). К числу наиболее древних стоит отнести Никольский собор (1113—1136). Его строителем был тот же зодчий Петр, который возводил Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм был освящен в 1136 г., в год получения Новгородом независимости от Киева, то есть выступает своеобразным (хотя и не намеренным) памятником этому событию. Рядом с Никольским собором в XIII в. могло собираться «альтернативное» вече, из жителей Торговой стороны, оппозиционно настроенных к решениям, принимаемым на главном вече на Софийской стороне.
Завершить путешествие по Новгороду XII в. мы предлагаем за его пределами — в Антониевом монастыре (сегодня это территория Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого). Согласно легенде, монастырь основан св. Антонием, бывшим жителем г. Рима, который приплыл от гонений «латинян» на православных христиан из Рима по Балтийскому морю, по Неве, Ладоге и Волхову на обломке скалы, которая не тонула, а чудесным образом плыла по волнам (сегодня в соборе показывают «камень св. Антония»). Было это, согласно легенде, в 1106 г. Прибыв в Новгород, Антоний получил разрешение на строительство обители. В 1119 г. был освящен монастырский собор Рождества Богородицы, который относится к одной из трех древнейших древнерусских построек на Новгородской земле.
Антониев монастырь
Последним пунктом, символическим для домонгольской новгородской истории, является Игнач-крест. Это легендарное место, от которого полчища Батыя в 1238 г. якобы повернули от Новгорода, не дойдя до него ста верст. Существует несколько вариантов локализации урочища, где стоял Игнач-крест. Согласно одной из них, район в 100 верстах от Новгорода по пути войск Батыя сегодня локализуется примерно в районе деревень Поломять и Великий Двор, недалеко от села Яжелбицы Валдайского района Новгородской области. Здесь в лесу в 2003 г. был поставлен памятный знак в виде стилизованного под средневековье креста.
А. И. Филюшкин
Метки: Борьба за Балтику до XIII века, до XIII века, замки и крепости, Новгородская земля , Северо-Запад России, Накануне «века катастрофы»: Прибалтика, Карелия и Северо-Запад Руси до XIII века