Памятники эпохи крестоносцев в Северной Эстонии
Земля на севере современной Эстонии до прихода крестоносцев называлась Ревала. На холме Томпеа (59° 26′ 07″ с. ш. 24° 44′ 22″ в. д.), в центре современной столицы Эстонии Таллинна, в X–XII вв. находилось городище эстов. Мы можем только строить предположения — было это постоянное поселение или же городище-укрытие, где пряталось окрестное население в случае опасности. В «Хронике» Генриха Латвийского это городище фигурирует под названием Линданисе. Сегодня холм Томпеа застроен, и только очертания его известняковых склонов позволяют представить в воображении средневековый ландшафт.
Таллинн, холм Томпеа
На территории современного Таллинна, видимо, было еще несколько поселений или торговых факторий, в частности, скандинавская купеческая стоянка располагалась в районе, где позже будет поставлена Олевисте — церковь св. Олафа (59° 26′ 29″ с. ш. 24° 44′ 52″ в. д.).
Церковь св. Олафа
В XIII в. в Северную Эстонию, помимо немецких, пришли также датские крестоносцы. В 1219 г. здесь высаживаются войска под началом датского короля Вальдемара II. В командование также входили граф Альберт I Саксонский и Вицлав I Рюгенский. 15 июня 1219 г. состоялась битва при Линданисе, которая закончилась победой датчан над эстами и знаменовала собой утверждение власти датских рыцарей в Северной Эстонии. Точное место битвы при Лиданисе неизвестно, но очевидно, что она проходила где-то поблизости от современного холма Томпеа.
Низина около холма Тампеа, возможное место битвы
Победители построили свой деревянный замок на Томпеа, на месте городища эстов. Никаких его следов, естественно, не сохранилось, но с событиями 1219 г. связана обширная местная мифология.
Легенда связывает появление в небе над сражающимися датскими рыцарями и эстами флага — красного полотнища с белым крестом. Благодарный король Вольдемар счел это благим знамением и сделал этот ниспосланный свыше флаг флагом Дании — Даннеброгом. Позже здесь возникло «место памяти» — так называемый Сад датского короля (59° 26′ 08″ с. ш. 24° 44′ 27″ в. д.), парк на пересечении улицы Люхике ялг и лестницы с улицы Рюйтли, ограниченный крепостной стеной с башнями Девичьей, Кик-ин-де-Кёк и Талли).
Сад датского короля
Это место, где король Вольдемар с дружиной якобы отдыхал после сражения. Сегодня туристы могут увидеть здесь стилизованную железную фигуру рыцаря с изображением датского флага. В саду проходят праздники, посвященные Даннеброгу. Считается, что флаг опустился на землю в этом самом месте, хотя никакой точной привязки места битвы и тем более ее археологических следов не существует.
Замок датчан на Томпеа, по одной из версий, дал имя Таллинну («Датский замок» — «Taani-linn»). По другой легенде, проголодавшиеся датчане во главе с королем стали охотиться на местных косуль, которые, убегая от стрел, спрыгнули вниз с высокой скалы. По-немецки этот прыжок называется Rehfall («падение косули»). В память об этой охоте город и получил от короля Вольдемара средневековое имя Ревель. На улице Лай, под склоном Томпеа, сегодня можно увидеть скульптуру косули, поставленную в 1929 г. скульптором Яаном Коортом в качестве иллюстрации к легенде. Происхождение названия «Ревель», по другой версии, связывается с древним названием этой земли Ребала («земля, в которой много лисиц»).
Последний миф о холме Томпеа относится к XIX в. и связан с литературной обработкой сказаний об эстонском богатыре Калевипоеге. Томпеа был объявлен каменной могилой отца Калевипоега — великана Калева, которую обустроила его вдова, Линда (подтверждение легенды видели в созвучии имени Линда с названием городища Линданисе). В 1920 г. на Шведском бастионе на Томпеа была поставлена статуя Линды, а сам бастион переименован в парк Линдамяги — «Горка Линды» (59° 26’ 2″ с. ш. 24° 44’ 12″ в. д.). Русское название Ревеля/Таллинна — «Колывань» — стали интерпретировать как «Калеван линна» — «Город Калева».
А есть ли на Томпеа следы крестоносцев XIII в., или там присутствуют только поздние символы легенд и мифов? В 1227 г. сюда пришли рыцари Ордена меченосцев, которые на время вытеснили датчан (Ревель был возвращен Дании по Стенбийскому договору 1238 г. и был в составе владений датской короны до 1346 г.). На юго-западной части холма они к 1229 г. возвели каменный прямоугольный замок длиной 140 м и шириной 50 м с дозорной башней в юго-восточном углу. Сегодня некоторые элементы этих древних стен находятся внутри кладки построек замка Томпеа XIV–XV вв.
Замок Ордена меченосцев назывался Малый замок. Остальная территория холма Томпеа называлась Большая крепость, и здесь, видимо, одновременно с основанием датчанами деревянного Малого замка в 1219 г. была поставлена деревянная церковь. После прихода немецких рыцарей в 1229 г. монахи-доминиканцы получили разрешение построить здесь каменную церковь. С ней связана история так называемой «Кровавой бани» — нападения рыцарей-меченосцев на датчан в 1233 г. Датчане были убиты, а их трупы сложены в храме. Жалоба на это преступление была отправлена самому папе римскому. Строительство храма завершили в 1240 г. вернувшиеся сюда датчане, и по приказу короля Вальдемара II ее освятили как кафедральный собор св. Девы Марии.
Домский собор
Сегодня это знаменитый Домский собор Таллинна (59° 26′ 13″ с. ш. 24° 44′ 19″ в. д.). Он был полностью перестроен в последующие столетия, от постройки XIII в. сохранились только некоторые элементы внутренней кладки церковных хоров (а также, возможно, некоторые захоронения в соборе).
К XIII в. относится основание другой таллиннской церкви — Нигулисте, церкви св. Николая (59° 26′ 9,3″ с. ш. 24° 44′ 33,9″ в. д.).
Нигулисте, церковь св. Николая
Около 1230 г. Орден меченосцев для обустройства Ревеля пригласил из Вестфалии и Нижней Саксонии двести немецких купцов. Их поселение располагалось около современного подъема на Томпеа — Люхике Ялг. Купцы нуждались в храме, поэтому вскоре по прибытии приступили к его строительству. Церковь была укрепленной, то есть одновременно являлась и оборонительным пунктом. Ее посвятили св. Николаю — покровителю торговцев и мореплавателей. Фрагменты этой первой постройки сохранились под полом существующего храма, но не только: ученые считают, что северный и южный порталы современной церкви Нигулисте можно отнести к концу XIII в. Видимо, к этому времени можно отнести завершение строительства церкви (первое ее упоминание датируется 1315 г.). Церковь Нигулисте, которую мы видим сегодня, была неоднократно перестроена в XIV–XX вв., но в ней остались некоторые фрагменты первоначального средневекового храма. Она является памятником не столько крестоносного движения, сколько немецкой колонизации Северной Эстонии.
Из древних памятников эпохи первых крестоносцев в Северной Эстонии стоит отметить еще два. На р. Клоостри находится городище Ваналиннамяги ( 59° 13′ 8″ с. ш. 24° 8′ 31″ в. д.), «Холм Старого города».
Городище Ваналиннамяги
Это городище-убежище, в котором в XI–XIII вв. укрывалось местное население в случае нападения неприятеля. В километре от него расположены руины католического монастыря (то есть здесь мы видим ту же модель, что и на Сааремаа — погибшее языческое городище и построенную напротив него церковь). История монастыря Падизе уходит корнями в XIII в., когда монахи цистерианского монастыря в Дюнамюнде (совр. территория Риги) получили земли по р. Клоостри во владение. Около 1250 г. (по другим данным ― 1280 г.) здесь была построена часовня. В 1305 г. монастырь в Дюнамюнде был упразднен, и в 1317 г. датский король Эрик разрешил цистерианцам построить новый каменный монастырь в Падизе на месте этой часовни (59° 13′ 40′ с. ш. 24° 8′ 27 ′ в. д). Строительство шло медленно — постройки монастыря были разрушены во время восстания эстов в 1343 г. Современные руины монастыря относятся в основном к XVI в. и являются в большей степени памятником Ливонской войны.
Руины Падиса
В 1228 г. епископ Риги Альбрехт Буксгевден создает новое епископство, которому подчинялись земли на о. Эзель (совр. Сааремаа), Даго (совр. Хийумаа), Сааремаа и в Вике (совр. Ляэнемаа). В 1234 г. резиденция Эзельско-Викского епископа была размещена в замке Леал (совр. Лихула, 58°41′39″ с. ш. 23°50′19″ в. д.). Каменная крепость была построена на месте захваченного городища эстов, строительство относят к 1238–1242 гг. Сегодня от замка остались только валы и руины стен (большей частью поздних, XVI в.).
Леал
Епископ делил замок Леал с Ливонским орденом, что было неудобно для обеих сторон. Поэтому резиденцию переносят в замок Гапсаль (совр. Хаапсалу 58° 56′ 50″ с. ш. 23° 32′ 19″ в. д.).
Гапсаль, замок
Здесь в 1263–1270 гг. строится большой собор св. Николая — крупнейший однонефный средневековый храм Прибалтики площадью более 400 м2. Как и многие церкви этого периода, храм был укрепленным и приспособленным к обороне. В XIV–XV вв. он был перестроен, но планировка изначального собора в значительной степени была сохранена.
Гапсаль, собор св. Николая
С гапсальским собором св. Николая связана легенда о Белой даме — поздняя, имеющая несколько вариантов. Общим моментом для них является рассказ о трагической судьбе юной девушки, которая влюбилась в каноника (или рыцаря на службе епископу). Девушка переодевалась мальчиком и пела в хоре собора, но маскарад разоблачили. Возлюбленного казнили (уморили голодом в тюрьме), а девушку заживо замуровали в стене часовни в соборе (или в стене замка). Ее душа не может упокоиться, и в августовское полнолуние на стене часовни появляется тень Белой дамы.
Метки: Ливония, Немецкий орден (Ливония), маршруты, XIII век, Тропами немецких рыцарей: Ливония в XIII веке, Эстония, Прибалтика, Памятники эпохи крестоносцев в Северной Эстонии