• галерея на главной 1
  • галерея на главной 2
  • галерея на главной 3
  • слайдер на главной-16
  • слайдер на главной-13
  • галерея на главной 6
  • слайдер на главной-11
  • галерея на главной 8
  • слайдер на главной-25
  • слайдер на главной-17
  • галерея на главной 9
  • слайдер на главной-26
  • галерея на главной 4
  • слайдер на главной-18
  • галерея на главной 5
  • слайдер на главной-21
  • слайдер на главной-27
  • слайдер на главной-19
  • галерея на главной 7
  • слайдер на главной-14
  • слайдер на главной-23
  • слайдер на главной-22
  • слайдер на главной-20
  • галерея на главной 10

Датские крестоносцы в Ливонии

 

Памятники эпохи крестоносцев в Северной Эстонии

Земля на севере современной Эстонии до прихода крестоносцев называлась Ревала. На холме Томпеа (59° 26′ 07″ с. ш. 24° 44′ 22″ в. д.), в центре современной столицы Эстонии Таллинна, в X–XII вв. находилось городище эстов. Мы можем только строить предположения — было это постоянное поселение или же городище-укрытие, где пряталось окрестное население в случае опасности. В «Хронике» Генриха Латвийского это городище фигурирует под названием Линданисе. Сегодня холм Томпеа застроен, и только очертания его известняковых склонов позволяют представить в воображении средневековый ландшафт.

Tallinn Tompea 2010 Vik site

Tallinn Tompea 2010 2 Vik site

Tallinn Tompea 2010 3 Vik site

Таллинн, холм Томпеа

На территории современного Таллинна, видимо, было еще несколько поселений или торговых факторий, в частности, скандинавская купеческая стоянка располагалась в районе, где позже будет поставлена Олевисте — церковь св. Олафа (59° 26′ 29″ с. ш. 24° 44′ 52″ в. д.).

Tallinn Oleviste Grusbekentagune 2006 site

Церковь св. Олафа

В XIII в. в Северную Эстонию, помимо немецких, пришли также датские крестоносцы. В 1219 г. здесь высаживаются войска под началом датского короля Вальдемара II. В командование также входили граф Альберт I Саксонский и Вицлав I Рюгенский. 15 июня 1219 г. состоялась битва при Линданисе, которая закончилась победой датчан над эстами и знаменовала собой утверждение власти датских рыцарей в Северной Эстонии. Точное место битвы при Лиданисе неизвестно, но очевидно, что она проходила где-то поблизости от современного холма Томпеа.

Tallinn nizina okolo Tompea 2010 Vik site

Низина около холма Тампеа, возможное место битвы

Победители построили свой деревянный замок на Томпеа, на месте городища эстов. Никаких его следов, естественно, не сохранилось, но с событиями 1219 г. связана обширная местная мифология.

Легенда связывает появление в небе над сражающимися датскими рыцарями и эстами флага — красного полотнища с белым крестом. Благодарный король Вольдемар счел это благим знамением и сделал этот ниспосланный свыше флаг флагом Дании — Даннеброгом. Позже здесь возникло «место памяти» — так называемый Сад датского короля (59° 26′ 08″ с. ш. 24° 44′ 27″ в. д.), парк на пересечении улицы Люхике ялг и лестницы с улицы Рюйтли, ограниченный крепостной стеной с башнями Девичьей, Кик-ин-де-Кёк и Талли).

Tallinn sad datskogo korolya 2013 2 Vik site

Tallinn sad datskogo korolya 2013 Vik site

Сад датского короля

Это место, где король Вольдемар с дружиной якобы отдыхал после сражения. Сегодня туристы могут увидеть здесь стилизованную железную фигуру рыцаря с изображением датского флага. В саду проходят праздники, посвященные Даннеброгу. Считается, что флаг опустился на землю в этом самом месте, хотя никакой точной привязки места битвы и тем более ее археологических следов не существует.

Замок датчан на Томпеа, по одной из версий, дал имя Таллинну («Датский замок» — «Taani-linn»). По другой легенде, проголодавшиеся датчане во главе с королем стали охотиться на местных косуль, которые, убегая от стрел, спрыгнули вниз с высокой скалы. По-немецки этот прыжок называется Rehfall («падение косули»). В память об этой охоте город и получил от короля Вольдемара средневековое имя Ревель. На улице Лай, под склоном Томпеа, сегодня можно увидеть скульптуру косули, поставленную в 1929 г. скульптором Яаном Коортом в качестве иллюстрации к легенде. Происхождение названия «Ревель», по другой версии, связывается с древним названием этой земли Ребала («земля, в которой много лисиц»).

Последний миф о холме Томпеа относится к XIX в. и связан с литературной обработкой сказаний об эстонском богатыре Калевипоеге. Томпеа был объявлен каменной могилой отца Калевипоега — великана Калева, которую обустроила его вдова, Линда (подтверждение легенды видели в созвучии имени Линда с названием городища Линданисе). В 1920 г. на Шведском бастионе на Томпеа была поставлена статуя Линды, а сам бастион переименован в парк Линдамяги — «Горка Линды» (59° 26’ 2″ с. ш. 24° 44’ 12″ в. д.). Русское название Ревеля/Таллинна — «Колывань» — стали интерпретировать как «Калеван линна» — «Город Калева».

А есть ли на Томпеа следы крестоносцев XIII в., или там присутствуют только поздние символы легенд и мифов? В 1227 г. сюда пришли рыцари Ордена меченосцев, которые на время вытеснили датчан (Ревель был возвращен Дании по Стенбийскому договору 1238 г. и был в составе владений датской короны до 1346 г.). На юго-западной части холма они к 1229 г. возвели каменный прямоугольный замок длиной 140 м и шириной 50 м с дозорной башней в юго-восточном углу. Сегодня некоторые элементы этих древних стен находятся внутри кладки построек замка Томпеа XIV–XV вв.

Замок Ордена меченосцев назывался Малый замок. Остальная территория холма Томпеа называлась Большая крепость, и здесь, видимо, одновременно с основанием датчанами деревянного Малого замка в 1219 г. была поставлена деревянная церковь. После прихода немецких рыцарей в 1229 г. монахи-доминиканцы получили разрешение построить здесь каменную церковь. С ней связана история так называемой «Кровавой бани» — нападения рыцарей-меченосцев на датчан в 1233 г. Датчане были убиты, а их трупы сложены в храме. Жалоба на это преступление была отправлена самому папе римскому. Строительство храма завершили в 1240 г. вернувшиеся сюда датчане, и по приказу короля Вальдемара II ее освятили как кафедральный собор св. Девы Марии.

Tallinn domskiy sobor 2013 Vik site

Домский собор

Сегодня это знаменитый Домский собор Таллинна (59° 26′ 13″ с. ш. 24° 44′ 19″ в. д.). Он был полностью перестроен в последующие столетия, от постройки XIII в. сохранились только некоторые элементы внутренней кладки церковных хоров (а также, возможно, некоторые захоронения в соборе).

К XIII в. относится основание другой таллиннской церкви — Нигулисте, церкви св. Николая (59° 26′ 9,3″ с. ш. 24° 44′ 33,9″ в. д.).

Tallinn Nigukiste 2006 2 Vik site

Tallinn Nigukiste 2006 Vik site

Нигулисте, церковь св. Николая

Около 1230 г. Орден меченосцев для обустройства Ревеля пригласил из Вестфалии и Нижней Саксонии двести немецких купцов. Их поселение располагалось около современного подъема на Томпеа — Люхике Ялг. Купцы нуждались в храме, поэтому вскоре по прибытии приступили к его строительству. Церковь была укрепленной, то есть одновременно являлась и оборонительным пунктом. Ее посвятили св. Николаю — покровителю торговцев и мореплавателей. Фрагменты этой первой постройки сохранились под полом существующего храма, но не только: ученые считают, что северный и южный порталы современной церкви Нигулисте можно отнести к концу XIII в. Видимо, к этому времени можно отнести завершение строительства церкви (первое ее упоминание датируется 1315 г.). Церковь Нигулисте, которую мы видим сегодня, была неоднократно перестроена в XIV–XX вв., но в ней остались некоторые фрагменты первоначального средневекового храма. Она является памятником не столько крестоносного движения, сколько немецкой колонизации Северной Эстонии.

Из древних памятников эпохи первых крестоносцев в Северной Эстонии стоит отметить еще два. На р. Клоостри находится городище Ваналиннамяги ( 59° 13′ 8″ с. ш. 24° 8′ 31″ в. д.), «Холм Старого города».

Vannalinnamyagi gorodische 2012 site

Городище Ваналиннамяги

Это городище-убежище, в котором в XI–XIII вв. укрывалось местное население в случае нападения неприятеля. В километре от него расположены руины католического монастыря (то есть здесь мы видим ту же модель, что и на Сааремаа — погибшее языческое городище и построенную напротив него церковь). История монастыря Падизе уходит корнями в XIII в., когда монахи цистерианского монастыря в Дюнамюнде (совр. территория Риги) получили земли по р. Клоостри во владение. Около 1250 г. (по другим данным ― 1280 г.) здесь была построена часовня. В 1305 г. монастырь в Дюнамюнде был упразднен, и в 1317 г. датский король Эрик разрешил цистерианцам построить новый каменный монастырь в Падизе на месте этой часовни (59° 13′ 40′ с. ш. 24° 8′ 27 ′ в. д). Строительство шло медленно — постройки монастыря были разрушены во время восстания эстов в 1343 г. Современные руины монастыря относятся в основном к XVI в. и являются в большей степени памятником Ливонской войны.

Padis 2012 site 3

Padis 2012 site 2

Руины Падиса

В 1228 г. епископ Риги Альбрехт Буксгевден создает новое епископство, которому подчинялись земли на о. Эзель (совр. Сааремаа), Даго (совр. Хийумаа), Сааремаа и в Вике (совр. Ляэнемаа). В 1234 г. резиденция Эзельско-Викского епископа была размещена в замке Леал (совр. Лихула, 58°41′39″ с. ш. 23°50′19″ в. д.). Каменная крепость была построена на месте захваченного городища эстов, строительство относят к 1238–1242 гг. Сегодня от замка остались только валы и руины стен (большей частью поздних, XVI в.).

Leal Vik 2012 2 site

 

Leal Vik 2012 3 site

Леал

Епископ делил замок Леал с Ливонским орденом, что было неудобно для обеих сторон. Поэтому резиденцию переносят в замок Гапсаль (совр. Хаапсалу 58° 56′ 50″ с. ш. 23° 32′ 19″ в. д.).

Hapsal Vik 2 zamok 2010 site

Гапсаль, замок

Здесь в 1263–1270 гг. строится большой собор св. Николая — крупнейший однонефный средневековый храм Прибалтики площадью более 400 м2. Как и многие церкви этого периода, храм был укрепленным и приспособленным к обороне. В XIV–XV вв. он был перестроен, но планировка изначального собора в значительной степени была сохранена.

Hapsal Vik sobor 2010 site

Гапсаль, собор св. Николая

С гапсальским собором св. Николая связана легенда о Белой даме — поздняя, имеющая несколько вариантов. Общим моментом для них является рассказ о трагической судьбе юной девушки, которая влюбилась в каноника (или рыцаря на службе епископу). Девушка переодевалась мальчиком и пела в хоре собора, но маскарад разоблачили. Возлюбленного казнили (уморили голодом в тюрьме), а девушку заживо замуровали в стене часовни в соборе (или в стене замка). Ее душа не может упокоиться, и в августовское полнолуние на стене часовни появляется тень Белой дамы.

Метки: Ливония, Немецкий орден (Ливония), маршруты, XIII век, Тропами немецких рыцарей: Ливония в XIII веке, Эстония, Прибалтика, Памятники эпохи крестоносцев в Северной Эстонии