Лыхавере — городище около города Сууре-Яани в Эстонии (58° 32′ 59″ с. ш., 25° 30′ 55″ в. д.). Возможно, ранее оно называлось Леоле (Лихола) и было центром области Сакала, правителем которой был вождь эстов Лембит. Лембит видел угрозу независимости эстов в христианизации прибалтийских земель, которую распространяли как православные, так и католики. В источниках сохранились сведения о его конфликте с Псковом в 1211 г. В 1215 г. крепость Леоле была взята рыцарями-меченосцами, после чего побежденные были крещены, а сам Лембит оказался в плену. Позже в союзе с Новгородом он пытался выступить против рыцарей и погиб в 1217 г. в битве при Вильянди (сражение в день св. Матфея). На городище Леоле в 1969 г. установлен мемориал Лембиту и его воинам, который называется «Защитникам Сакалы 1217–1223».
Кеава — городище эстов IX–XIII вв., называют сегодня «кровать Калевипоега» ( 58° 57′ 3″ с. ш., 24° 56′ 54″ в. д.). Оно находится около деревни Линналусте (уезд (мааконд) Рапла, волость (валд) Кехтна). на холме был возведен деревянный замок площадью примерно 80×80 м, окруженный валами и рвами. Первоначально он, видимо, служил временной крепостью-укрытием для окрестного населения. Предположительно, городище Кеава под именем Кедепив (Кедемпе) фигурирует в хрониках, рассказывающих о событиях, происходивших после смерти древнерусского князя Ярослава Мудрого. В то время его сын Изяслав пытался восстановить контроль над балтийскими владениями Ярослава, их центром был основанный в 1030 г. Юрьев (будущий Дерпт/Тарту). Около 1059–1061 гг. Изяслав штурмовал Кедепив, который являлся центром сопротивления эстов. Согласно археологическим исследованиям, в конце XI в. крепость перестраивалась ― это может служить свидетельством того, что она получила повреждения при нападении Изяслава.
Городище прекращает существование, вероятно, в 1224 г., когда рыцари Ордена меченосцев покоряли эти земли. Отдельно о штурме крепости Кедепив в источниках не говорится, поэтому есть предположение, что эсты просто покинули ее из-за угрозы вторжения крестоносцев. Последний слой на городище имеет следы пожара, но было оно сожжено при нападении или уже после того, как его оставило население, — неизвестно.
Лоху — городище, расположенное на р. Кейла около деревни Лоху в волости (валде) Кохила в уезде (мааконде) Рапла (59° 8′ 32″ N , 24° 46′ 55″ E), недалеко от дороги «Рапла — Таллинн». Оно представляет собой два укрепленных поселения, разделенных рекой. Крепость была центром вождества эстов в области, которую немцы называли Гарриен (современные эстонцы называют ее Харьюмаа). Согласно Генриху Латвийскому, раньше она называлась Лоне. В 1216–1220 гг. вокруг Лоне велись боевые действия ― столкновения эстов с крестоносцами, однако крепость выстояла. Она была взята рыцарями только в 1224 г. после двухнедельной осады. В 1343 г. эсты оборонялись на этом городище во время восстания против немецкого владычества в ночь св. Георгия.
Варбола — круговая крепость эстов в X–XIII вв., окруженная по периметру (580 м) валом высотой 8–10 м, с подсыпкой из известняка. Расположена она около дороги «Рапла — Варбола» в деревне Пылли (волость (валд) Мярьямаа, уезд (мааконд) Рапла 59° 2′ 23″ с. ш., 24° 30′ 38″ в. д.).
В 1211 г. крепость была осаждена войсками новгородского князя Мстислава Мстиславича, и в русских летописях она известна под названием «Воробьиный нос» (в немецких хрониках — Варболе). От Мстислава жители откупились, но с 1212 г. на Варболу начали нападать крестоносцы ― сначала немецкие рыцари, потом датские. Горожане пошли на условия Ордена меченосцев, приняли крещение и передали часть крепости рыцарям (датский король становится владельцем земли в Варболе). Это позволило крепости уцелеть, и она существовала как поселение эстов до XIV в. В 1343 г. крепость Варбола стала центром сопротивления во время восстания в ночь св. Георгия, и после подавления этого восстания поселение пришло в упадок, а территория городища использовалась в XVI–XVII вв. как сельское кладбище.
Одинпе — городище эстов на высоком холме, очертаниями напоминающее голову лежащего медведя (отсюда и произошло его немецкое название ― Odinpe, а в русских летописях оно известно как «Медвежья голова»). Расположено у шоссе «Тарту — Валга», у современного города Отепяя (58° 3′ 27″ с. ш., 26° 30′ 15″ в. д. ). Как крепость-укрытие стало использоваться еще в железном веке, к XI в. стало городом с предместьем. Крепость «запирала» основные пути с юга и юго-востока вглубь земель эстов, поэтому часто подвергалась нападениям новгородцев. Впервые она упоминается в 1116 г. в связи с походом на «Медвежью голову» князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. Тогда город был взят. В 1192 г. Одинпе сожгли войска новгородского князя Ярослава Владимировича, а уже в 1208 г. сюда пришли рыцари Ордена меченосцев и рижского епископа. Контроль над Одинпе означал власть над большим регионом, поэтому в 1210–1223 гг. разворачивается борьба за крепость между новгородскими князьями и Орденом меченосцев. Она подверглась нескольким штурмам и переходила из рук в руки, но в итоге победа досталась немцам, и в 1224 г. Одинпе стало владением епископа Дерпта. Рядом с городищем эстов в 1225 г. был поставлен епископский замок (первая кирпичная крепость в этом регионе), руины которого стоят на вершине холма. Во время восстания эстов в 1343 г. здесь находился центр сил дерптского епископа и ливонских рыцарей, координировавший подавление восстания.
Одинпе является памятником не только истории северных крестоносцев, но и сложных отношений между Ливонским орденом и епископами: замок был разрушен ливонскими рыцарями в 1396 г. во время одной из внутренних войн в Ливонии и с тех пор не восстанавливался.
Археологи нашли в развалинах замка интересный артефакт — огнестрельное оружие, которое, в случае его датировки концом XIV в. (позже этого времени войск в замке не было), является одним из самых ранних образцов ручного огнестрельного оружия Европе (его иногда называют «первым пистолетом»).
Вильянди — городище эстов XII–XIII вв. в современном городе Вильянди, над одноименным озером (58° 21′ 15″ с. ш., 25° 35′ 45″ в. д.), которое было центром вождества племен земли Сакала. В 1211 г. сюда пришел Орден меченосцев. Первое нападение было отбито, но немцы начали обращать в христианство местное население. 21 сентября 1217 г. недалеко от крепости состоялось крупное сражение между племенами эстов из земель Ревала, Роталия, Гариен, Вирония, Гервен и Сакала, против которых выступили войска Ордена меченосцев, отряд немецких рыцарей из германских земель, воины рижского епископа и союзники крестоносцев — отряды латгалов и ливов. Оно получило название «битвы в день св. Матфея» и считается переломным моментом в истории северных крестовых походов. Крестоносцы выиграли это сражение, во время которого погиб Лембит, вождь сопротивления эстов. Традиция связывает место битвы с холмом Таммемяги (севернее совр. Вильянди, совр. дер. Хийемяги (Ванамыйза) Вильяндиского уезда 58° 26′ 17″ с. ш., 25° 30′ 2″ в. д). Легенда гласит, что Лембит был похоронен здесь же, но никаких археологических подтверждений этого не найдено.
Примечательно, что в XVI в. датчане сочинили легенду о том, что датские рыцари тоже участвовали в битве при Вильянди, во время которой на них с неба спустился флаг с крестом (вариант легенды о Данеброге, связанный с Вильянди). В деревне Ванамыйза сохранились руины часовни св. Креста, по преданию поставленной после битвы на том месте, где с неба опустился флаг (однако эта легенда появилась в более позднее время). Археологически часовня относится к XV в. Эта история иллюстрирует набор политических мифов, с помощью которых крестоносцы предъявляли свои права на эти земли даже спустя долгое время после их завоевания.
В 1223 г. городище эстов в Вильянди было взято рыцарями Ордена меченосцев, и с 1224 г. здесь начали строить немецкий замок Феллин, ставший впоследствии одной из резиденций ливонского магистра, а также одной из самых крупных ливонских крепостей, символизировавших власть Ордена.
Городища эстов, карта:
А. И. Филюшкин
Метки: замки и крепости, места памяти, XIII век, Тропами немецких рыцарей: Ливония в XIII веке, Эстония, Прибалтика